Недавние технологические достижения позволили фирме Boeing внедрить новую конфигурацию бортовых систем без отбора воздуха в конструкцию самолёта В-787 (рис. 36) [22]. В новой конфигурации отбор воздуха от двигателей и последующее использование энергии этого воздуха для выполнения ряда функций заменены использованием дополнительно генерируемой на борту ВС электроэнергией. Конфигурация бортовых систем без отбора воздуха от двигателей предлагает авиакомпаниям целый ряд преимуществ, в том числе:
- улучшенный расход топлива за счёт более эффективного получения, передачи и потребления дополнительных мощностей;
- сокращение затрат на техническое обслуживание благодаря исключению сложной системы отбора и распределения сжатого воздуха;
Рис. 36. Сравнение схем электроснабжения самолётов с традиционной пневматической системой и системой без отбора воздуха от двигателей [22]
- повышенная надёжность в результате использования современной электроники больших мощностей и меньшего количества деталей в двигателях;
- увеличенная дальность полёта и сниженный расход топлива благодаря меньшей общей массе воздушного судна.
Сокращение затрат на техническое обслуживание и повышенная надёжность ВС объясняются тем, что данная конфигурация использует меньшее количество узлов и деталей по сравнению с системами предыдущих поколений.
Конфигурация систем самолёта В-787 без отбора воздуха позволит маршевым двигателям создавать требуемую тягу более эффективно, поскольку весь высокоскоростной газовоздушный поток, производимый двигателями, идёт на создание тяги. Пневматические системы, которые отбирают часть высокоскоростного потока от маршевых двигателей, лишают предыдущих поколений самолёты определённой части тяги и увеличивают расход топлива.
Специалисты компании Boeing полагают, что использование электроэнергии более эффективно, чем использование вырабатываемой двигателями энергии сжатого воздуха, и рассчитывают, что новая конфигурация позволит сэкономить до 35 % энергии двигателей. Обычные пневматические системы, потребляющие отобранный от двигателей сжатый воздух, как правило, производят больше энергии, чем это необходимо в большинстве ситуаций, приводя к тому, что избыток энергии сбрасывается за борт. Трубопроводы, используемые для подачи сжатого воздуха, запорные клапаны и узлы предварительного охлаждения выполнены из титановых сплавов, что прибавляет сотни килограммов к массе самолёта. Электроэнергетическая система проста с точки зрения контроля и управления, и производит ровно столько энергии, сколько необходимо. Энергетическая мощность, которая вырабатывается в генераторах с переменной частотой, преобразуется в отсеке электронного оборудования до распределения по соответствующим системам.