О подвижном составе, участвующем в транспортом процессе, судят по реализуемым показателям качества. При этом реализуемые показатели качества автобуса по сравнению с расчетными (плановыми), как правило, снижаются в процессе эксплуатации в результате ухудшения технического состояния его агрегатов, механизмов, систем и т.п. В связи с этим значения реализуемых показателей качества зависят от пробегов, а так же качества ТО и ТР автобусов.
Так сравнительный анализ результатов эксплуатации автобусов «ЛиАЗ 5256» за период 2005-2007г. показывает, что в ходе выполнения производственной программы текущие показатели качества автобусов снижались.
Практика эксплуатации и выполненные теоретические исследования показывают, что нестабильность реализуемых показателей качества автобусов оказывает значительное влияние на коэффициент технической готовности.
Автобус является сложной системой и объектом транспортного процесса, который может в определенный момент времени находится в одном из технических состояний – работать на линии, проходить ТО или ремонт или ожидать клиентуру. Следовательно, техническим состоянием автобусов можно управлять. Достигается это поддержанием значений конструктивных параметров на заданном уровне или близкому к нему. С этой целью на ПАТП-2 выполняются необходимые работы по ТО или ремонту автобусов.
Вполне очевидно, что основным показателем состояния автобуса и парка являются:
- коэффициент выпуска αв. Так, коэффициент αв определяет долю календарного времени, в течении которого автобус осуществляет транспортную работу на линии;
- коэффициент технической готовности , αт.
Коэффициент αт определяет долю рабочего времени, в течении которого автобус исправен и может быть использован в транспортном процессе.
Изменение коэффициента технической готовности автомобилей за 2005 – 2007 г. представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Изменение αт и αв за 2005 – 2007г
Показатель |
Марка автомобиля |
Год | ||
2005 |
2006 |
2007 | ||
αт |
ЛиАЗ 5256 |
0.959 |
0.957 |
0.955 |
НефАЗ 5299 |
- |
0.959 |
0.958 | |
αв |
ЛиАЗ 5256 |
0.873 |
0.871 |
0.869 |
НефАЗ 5299 |
- |
0.873 |
0.870 |