После отправления поезда своего формирования или проследования транзитного поезда дежурные старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга ОДБ подсчитывают на перфокартах число реализованных мест, устанавливают число оставшихся свободных мест и записывают постанционную высадку пассажиров. Эти сведения вручаются оператору-телетайписту для передачи их соседнему ЛБК для реализации. Полученные от соседних ЛБК сведения о наличии мест в транзитных поездах оператор-телетайпист наносит на перфокарты (графики) и передает их на суточный круг, сверяет со сведениями о свободных местах в поездах, поступающими от механиков-бригадиров поездов, передает предварительные телеграммы о высадке и сообщает остаток свободных мест соседним ЛБК, ведет учет населенности пассажирских поездов.
Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах — это организация работы билетных касс дальнего следования на основе централизованного управления процессом распределения и учета мест в пассажирских поездах; развитие и совершенствование передовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективности использования мест в пассажирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспечивающей постоянный рост производительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирование и планирование пассажиропотоков, своевременное обеспечение потребности населения в перевозках, особенно в пиковые периоды.
Кроме того, организовано сетевое бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах (ЦЛБ), основной задачей которого является: общее руководство процессом централизованного распределения и использования мест в пассажирских поездах на сети железных дорог; координация деятельности дорожных бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах; контроль за выделением ОДБ и ЛБК мест по заявкам других дорог; контроль за разработкой и выполнением ОДБ и ЛБК технологических процессов работы, разработка предложений по назначению поездов, беспересадочных вагонов и вагонов с переменным трафаретом; анализ использования мест в пассажирских поездах и др.
Распорядителем всех имеющихся в продаже свободных мест на вокзалах является старший билетный кассир по учету и распределению мест, у которого места всех отправляющихся поездов нанесены на график или перфокарты, которые ведутся на каждый вагон. Для руководства продажей билетов установлен телефонный коммутатор, в который включены все билетные кассы.
Технология продажи билетов следующая: билетный кассир, выяснив у пассажира станцию назначения, номер поезда, род вагона и число необходимых ему мест, запрашивает их у старшего билетного кассира (для этого билетный кассир нажимает вызывную кнопку, и на коммутаторе у ключа соответствующей кассы загорается сигнальная лампочка). Старший билетный кассир включает кассу в коммутатор нажатием ключа и сообщает кассиру номера вагона и мест, а на графике или перфокарте в свободной клетке против номеров выданных мест соответствующего поезда указывает номер кассы, получившей места. Билетный кассир должен повторить номера вагона и мест, после чего старший билетный кассир отпускает ключ и отключает кассу.
Централизация продажи билетов на вокзале позволяет пассажиру в любой кассе купить билет на любой поезд, что равномерно загружает билетные кассы и тем самым повышает производительность труда билетных кассиров, их квалификацию, а также улучшает использование рабочего времени кассиров. Однако следует сказать, что этот способ продажи билетов имеет и свой недостаток — это дополнительное время, затрачиваемое билетным кассиром на вызов старшего билетного кассира по учету и распределению мест (диспетчера) и ожидание ответа от него.
Предварительная информация об освобождающихся местах в поездах. Централизованное руководство работой билетных касс дает возможность организовать предварительную информацию станций, лежащих по маршруту следования пассажирского поезда, об освобождающихся в нем местах.
Эффективность этого метода состоит главным образом в том, что на любой промежуточной станции, имеющей связь с ЛБК, и на более крупных станциях, непосредственно получающих сведения о высадке, пассажир может заблаговременно приобрести билет на проходящий поезд. Кроме того, этот метод позволяет лучше использовать пассажирские вагоны и тем самым повысить доходность пассажирских перевозок.