При составлении технологического процесса вокзала обязательными являются следующие положения:
- четкая специализация работы каждого подразделения вокзала;
- рациональная последовательность и минимальные затраты времени на выполнение операций, высокая производительность труда работников;
- правильная планировка помещений (билетных касс, справочного бюро, камер хранения и багажных отделений), обеспечивающая прохождение пассажиров без встречных и пересекающихся потоков;
- автоматизация и механизация производственных процессов;
- введение рациональных графиков работы билетных касс, справочных бюро и багажных отделений;
- ускорение обслуживания пассажиров и максимальное удовлетворение их запросов;
- изучение и внедрение передовых методов работы вокзалов;
- максимальное совмещение профессий отдельных категорий работников.
Технологический процесс работы вокзала имеет следующие основные разделы:
- производственная и техническая характеристика вокзала, содержащая данные об объеме работы и его техническом оснащении;
- организация продажи билетов;
- справочно-информационная работа на вокзалах;
- организация пассажиропотоков на вокзале, посадка и высадка пассажиров;
- организация работы камер хранения и багажного отделения;
- организация уборки помещений вокзала и привокзальных территорий;
- оперативное планирование работы вокзала;
- культурно-бытовое обслуживание пассажиров.
Технологический процесс работы вокзала определяется объемом и характером работы, а также техническими средствами освоения этого объема.
Производственная характеристика вокзала содержит следующие данные:
- число скорых пассажирских поездов – 6;
- число пассажирских поездов – 11;
- число транзитных поездов – 13;
- число пригородных поездов – 39;
- общий пассажиропоток- 16300 пассажиров.
- объемы переработки багажа и грузобагажа по прибытию, отправлению и транзиту:
загрузка багажного вагона -7:
- по отправлению – 7 тонн;
- по прибытию – 6 тонн;
загрузка багажного транзитного вагона:
- по отправлению – 1,7 тонн;
- по прибытию – 1,5 тонн;
Техническая характеристика вокзала включает:
- схематический план привокзальной площади и вокзала с указанием расположения путей, платформ и основных помещений, их характеристики (площадь, объем, оборудование);
- сведения о применяемых на вокзале средствах автоматизации и механизации;
- данные об устройствах связи (внутренней и внешней).
Вокзал предназначен для обслуживания пассажиров в прямом, местном и пригородном сообщении.
Транспортная связь вокзала с городом осуществляется автотранспортом (автобусы, такси).
Расположение здания вокзала относительно приемоотправочных путей боковая (рис.1.1). Пассажирская платформа связана со зданием вокзала в одном уровне.
На вокзале внимание обращается на информацию пассажиров по всем интересующим их вопросам, связанным с поездкой, пересадкой. Для этих целей служит справочное бюро, громкоговорящая оповестительная связь в кассовом зале ожидания, вестибюле вокзала и на перроне, световые табло и указатели в залах вокзала, автоматические справочники установки, расписание движения пассажирских поездов, таблицы стоимости и основные правила проезда и провоза багажа и ручной клади.
Вокзал оборудован телефонной связью, включенной в железнодорожную и городскую автоматические телефонные станции билетные кассы и дежурный по вокзалу связаны с ЛБК.
Для дачи справок в справочном бюро и билетных кассах вокзала для переговоров с пассажирами установлены переговорные устройства «Пассажир-кассир».
Кассовый зал, вестибюли и залы ожидания вокзала, наружная часть здания вокзала со стороны перрона оборудованы односторонней громкоговорящей оповестительной радиосвязью.
На вокзале имеются кассы суточной и предварительной продажи билетов. При оформлении билетов билетные кассиры используют систему "Экспресс 2". Это автоматизированная система, позволяющая полностью заменить ручной труд при оформлении проездных билетов. Также имеются пригородные кассы - билетопечатающая машина КЖ - 2; билетопечатающие автоматы для продажи пригородных билетов, электрокомпостер.
Информацию пассажиры получают при помощи радиосвязи, через справочное бюро и с помощью зрительной справки.
Для удобства обслуживания пассажиров, вокзал имеет соответствующие помещения и обустройства: билетно-кассовый цех, справочно-информационная служба, багажное отделение, камеры хранения ручной клади, комната отдыха транзитных пассажиров, комната матери и ребенка (КМиР). На арендных началах на вокзалах размещаются кассы аэрофлота, предприятия бытового обслуживания и общественного питания (почта, телеграф, телефон, парикмахерские, буфеты, кафе, рестораны и др.).