От Химкинского водохранилища начинаются речные пути, связывающие Москву с морями. Водные пути отсюда идут к большой Волге и Московскому морю, к Верхней и Нижней Волге.
Канал имени Москвы был первым в нашей стране крупным гидротехническим сооружением, разрешившим задачу комплексного использования водных богатств Волги.
Свое начало канал имени Москвы берет у города Дубны. Его трасса длиною 128 километров тянется с севера на юг. Одновременно были комплексно решены три важнейших народнохозяйственных задачи:
Ø создан прямой водный путь от Волги до Москвы;
Ø обеспечено бесперебойное снабжение города питьевой водой;
Ø решена энергетическая проблема - пришли в движение турбины Карамышевской и Перервинской ГЭС.
Канал связал Москву-реку с великой русской рекой Волгой, а через нее - с Балтийским, Белым и Каспийским морями. А в 1952 году Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединивший Волгу с рекой Доном, открыл сквозной путь из Москвы в Черное и Азовское моря. Таким образом, Москва - столица нашей Родины - стала портом пяти морей.
Реконструкция внутренних водных путей коренным образом изменила весь облик речного транспорта. Произошло и качественное изменение речного флота: увеличение мощности, грузоподъемности, пассажировместимости и скорости хода судов. Улучшаются условия работы и быта плавсостава. Созданы новые типы грузовых и пассажирских судов.
В порту организовано комплексное обслуживание транспортного флота. Через диспетчерский аппарат и соответствующие службы по заявкам судов производится их снабжение топливом, продовольствием, навигационными материалами.
В перспективе развития Московского Северного порта, с целью сокращения потока грузовых судов по каналу имени Москвы и более полного использования для отдыха трудящихся водохранилищ Подмосковья, предусматривается строительство в районе Дмитрова нового порта для перевалки грузов с речного на железнодорожный транспорт. Кроме того, предполагается создать на канале специализированные причалы грузополучателей для выгрузки из судов соли, автомашин, импортных и других грузов.
С 1990-х гг. Северный порт приобретает новый статус предприятия ОАО «Северный порт», в результате чего порт получает второй этап развития.
Эксплуатационную деятельность порт осуществляет на участке канала им. Москвы общей протяженностью 122 км. от шлюза №7 до пристани Большая Волга включительно. Схема участка эксплуатационной деятельности представлена на рисунке 1.6. Средняя многолетняя продолжительность навигации - 210 суток.
В состав порта входят два грузовых района. Первый район расположен на левом берегу Химкинского водохранилища, имеет 10 капитальных механизированных причалов общей протяженностью причального фронта 1128 м. Район специализирован на перегрузке тарно-штучных грузов, контейнеров, леса, соли, нерудно-строительных материалов. На причалах первого грузового района железнодорожные пути отсутствуют. Вывоз продукции с территории первого грузового района возможен только автомобильным транспортом.