Потребное количество рейсов определяется с учётом удовлетворения спроса на авиаперевозки по проценту занятости кресел для самолётов по их экономической дальности полёта.
Для составления проекта расписания движения воздушных судов необходимо выбрать для каждой авиалинии подходящий тип ВС.
Для выбора типа ВС для каждой воздушной линии необходимо рассчитать следующие величины:
1. Рейсовую скорость (Vр)
, где
Lтар – тарифное расстояние;
Vкр – крейсерская скорость;
Δt – время взлёта, набора высоты, снижения, маневрирования в районе аэропорта (Δt = 0,3 часа).
2. Время полёта (tпол)
.
3. Вес топлива (Gтопл)
, где
Qчас – часовой расход топлива;
АНЗ – аэронавигационный запас топлива (принимается равным Qчас).
Для оценки правильности выбора ВС необходимо сравнить расчётную коммерческую загрузку ( ) и пассажирскую коммерческую загрузку ( ), которые рассчитываются по следующим формулам:
где:
Gвзл – взлётный вес ВС;
Gснар – вес снаряжённого ВС;
nкр – количество кресел;
γкр – процент занятости пассажирских кресел.
Если расчётная коммерческая загрузка больше пассажирской коммерческой загрузки, то тип ВС для данной авиалинии выбран правильно.
Потребное количество рейсов по каждой авиалинии (f) вычисляется по формуле:
, где
W – объём перевозок по авиалинии.
Расчёты по воздушным линиям сведём в таблицу:
Определение потребного количества рейсов
Показатели |
Воздушные линии | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
Объем перевозок тыс. чел |
146 |
146 |
97 |
97 |
49 |
49 |
73 |
73 |
121 |
121 |
Тип ВС |
Boeing 737-500 |
Boeing 737-300 |
Boeing 737-500 |
Boeing 737-300 |
Boeing 737-500 |
Boeing 737-300 |
Boeing 737-500 |
Boeing 737-300 |
Boeing 737-500 |
Boeing 737-300 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
820 |
850 |
820 |
850 |
820 |
850 |
820 |
850 |
820 |
Рейсовая скорость, км/ч |
609 |
594 |
688 |
669 |
725 |
703 |
726 |
704 |
717 |
696 |
Время полёта, ч |
1,06 |
1,09 |
1,58 |
1,62 |
2,05 |
2,11 |
2,06 |
2,12 |
1,92 |
1,98 |
Взлетной вес ВС, т |
60,55 |
62,82 |
60,55 |
62,82 |
60,55 |
62,82 |
60,55 |
62,82 |
60,55 |
62,82 |
Вес снаряжённого ВС. Т |
31,95 |
32,82 |
31,95 |
32,82 |
31,95 |
32,82 |
31,95 |
32,82 |
31,95 |
32,82 |
Часовой расход топлива, т |
3 |
4,5 |
3 |
4,5 |
3 |
4,5 |
3 |
4,5 |
3 |
4,5 |
Вес топлива, т |
6,2 |
9,4 |
7,7 |
11,8 |
9,1 |
14,0 |
9,2 |
14,1 |
8,8 |
13,4 |
Максимальная коммерческая загрузка, т |
14,77 |
15 |
14,77 |
15 |
14,77 |
15 |
14,77 |
15 |
14,77 |
15 |
Расчетная коммерческая загрузка, т |
22,4 |
20,6 |
20,9 |
18,2 |
19,5 |
16,0 |
19,4 |
15,9 |
19,8 |
16,6 |
Коммерческая загрузка, принятая к расчету, т |
14,77 |
15 |
14,77 |
15,0 |
14,77 |
15 |
14,77 |
15 |
14,77 |
15 |
Количество кресел, шт |
117 |
148 |
117 |
148 |
117 |
148 |
117 |
148 |
117 |
148 |
Процент занятости кресел, % |
71 |
71 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
Расчетное количество пассажиров на рейс, чел |
85 |
108 |
85 |
108 |
83 |
105 |
85 |
108 |
85 |
108 |
Пассажирская коммерческая загрузка, т |
7,5 |
9,5 |
7,7 |
9,7 |
7,7 |
9,7 |
7,7 |
9,7 |
7,7 |
9,7 |
Грузовая коммерческая загрузка, т |
7,3 |
5,5 |
7,1 |
5,3 |
7,1 |
5,3 |
7,1 |
5,3 |
7,1 |
5,3 |
Количество парных рейсов в год |
879 |
695 |
568 |
449 |
287 |
227 |
427 |
338 |
708 |
560 |
Количество парных рейсов в месяц пик |
114 |
90 |
74 |
58 |
37 |
29 |
56 |
44 |
92 |
73 |